Шарапова Любовь Александровна, учитель биологии Цели: напомнить учащимся об уровневой организации живой материи, о видовом уровне. Создать представления о виде как о центральном звене эволюционного процесса, сформировать знания о критериях вида. Основные понятия: биологический вид. Критерии вида: генетический, морфологический. Средства обучения: таблицы, иллюстрирующие критерии видов растений и животных; комнатные растения традесканции и пеларгонии; гербарные экземпляры; кинофильм «Вид и видообразование», кинофрагмент «Критерии вида». ЭТАПЫ УРОКА Рассказ учителя о том, как развивалось учение о виде в истории биологии. Определение понятия вид как реально существующего, целостного и обособленного от других видов элемента живой природы. Беседа с учащимися с использованием таблиц о различных видах животных белый медведь, гималайский медведь, бурый медведь. Сообщение учащимися о наблюдении над различными видами растений гортензия садовая и гортензия комнатная. Работа в тетради: записать термины — Вид— совокупность организмов, сходных по строению, признакам, скрещивающихся между собой, дающих плодовитое потомство и занимающих определенную территорию ареал. Критерий вида — это совокупность признаков, отличающих данный вид от другого. Морфологический критерий вида — один из важнейших. Под морфологическим критерием вида понимают совокупность внешних признаков организма. Генетический критерий — критерий отвечает за набор хромосом, свойственный конкретному виду. У организмов может быть одинаковое число хромосом и даже форма иметь сходство, но разная регуляция работы генов. Биохимический критерий — для понимания этого критерия напомнить о компонентах поверхностного аппарата клетки. Например, только бациллы сибирской язвы имеют в капсуле полипептид, который не встречается у других бацилл. Географический критерий — формулируют сами учащиеся. Экологический критерий или экологическая ниша — показать на таблицах. Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и конкретизации знаний о виде. Лабораторная работа: «Изучение морфологического критерия вида» 1. Рассмотреть растения двух видов одного рода. Сравните внешнее строение листьев, стеблей, соцветий, цветков и прочих органов двух растений; выявите черты сходства и различия между. Ответьте на вопрос: «О чем свидетельствуют сходство и отличия разных видов одного рода? » Выполнение учащимися лабораторной работы самостоятельно с использованием инструктивной карточки, оказание учителем необходимой помощи учащимся. Беседа о результатах проведенной работы, формулирование вывода об особенностях морфологического критерия. Примерные вопросы беседы: Что называется видом, назовите виды растений, животных или грибов, встречающихся в нашей местности. Какое практическое значение могут иметь знания о виде и его критериях? Каким образом проявляется целостность вида? На основе каких знаний можно установить экологический и географический критерий? Назовите и дайте характеристику критериям вида. Какой критерий, по вашему мнению, является самым наглядным и понятным? Интересные факты На территории России обитают 10% всех известных в мире видов беспозвоночных, 14,5% — рыб, 1% — пресмыкающихся и земноводных, 8% — млекопитающих. В тропическом лесу на. Шри-Ланка зоологи нашли сразу 120 видов лягушек. Они скучились на площади 750 километров, так как за последние десятилетия 95 % джунглей на острове вырублены. Обследование рек и озер Бразилии показало, что эта страна обладает самым большим в мире разнообразием пресноводных рыб. Их насчитывается почти 3 тысячи видов. Для сравнения: в Китае и США по 700-800 видов пресноводных рыб. Домашнее задание: изучить параграф 53, подготовить ответы на вопросы на странице 198. Рассмотреть и ответить на вопросы по выбору: Какими процессами и явлениями поддерживается обособленность каждого вида в природе? Особи разных видов черных крыс внешне не различимы. Какой критерий следует использовать для установления их видовой принадлежности? Какими особенностями обладают виды — двойники? В основе какого критерия лежит сходство всех процессов жизнедеятельности особей? В основе какого критерия лежит сходство всех процессов жизнедеятельности особей? Подготовить сообщения или рефераты о критериях вида по желанию.

Смотрите также: